25.11.2021
FMCG дистрибьюторы и производители товаров не понаслышке знают, как сложно и, местами, практически невозможно вручную просчитать фактические затраты на доставку товаров в каждый магазин или по каждой группе товаров. Поэтому многие довольствуются методом подсчета средней температуры по палате – это когда все транспортные затраты поровну размазываются в стоимости всех доставляемых товаров. Такой подход неизбежно приводит к логистическим перекосам, где-то будет сверхбольшая доля затрат на логистику в цене товара, а где-то логистика будет в убытке, что плохо в каждом из случаев. Но для наших клиентов есть рецепт решения этой задачки с помощью использования бизнес-аналитики рентабельности доставки.
Как это все делается?
40% себестоимости затрат в транспортной логистике — это топливо, поэтому крайне важно контролировать расход ГСМ на автомобилях доставки и работать над топливной экономичностью. Если на автомобилях доставки нет возможности установить топливные датчики или подключить CAN шину, тогда данные по расходу топлива/газа берутся на основании заправок техники на сетевых АЗС. Для автоматизации получения данных по заправкам мы настраиваем интеграцию системы UMT с личным кабинетом сети АЗС или топливного провайдера, которого использует наш заказчик. Это дает возможность в одной системе контролировать данные по каждой заправке и пробегу, а также легко сопоставлять факт и время заезда автомобиля на АЗС с фактом и временем выдачи топлива, зафиксированным в системе АЗС. Если в баках автомобилей все-таки установлены датчики уровня топлива или подключена CAN шина, система автоматически формирует отчетность “выдано топливо на АЗС — получено в топливный бак автомобиля — отклонение” + фиксирует фактический расход топлива.
Например, система ABM Rinkai TMS, которую используют многие наши клиенты, помимо решения задачи построения наиболее выгодных маршрутов, еще аккумулирует показатели, из которых формируется себестоимость доставки: объем, вес и группа товаров, доставляемых на каждую точку; сумма реализации доставляемого товара, посещенные точки доставки; километраж по спланированному маршруту, перепробеги.
Модуль аналитики через систему ABM Rinkai TMS собирает и анализирует данные из трех других IT-систем:
Модель интеграции IT систем для бизнес – аналитики транспортной логистики
А дальше модуль аналитики автоматически рассчитывает затраты дистрибьютора на каждый маршрут доставки, по каждому магазину или по каждой группе товаров.
Такая интеграция нескольких IT-систем, которые используют FMCG дистрибьюторы и производители товаров, позволила разработать новый сервис бизнес-аналитики. Теперь у наших клиентов появилась возможность не только автоматизировать контроль заправок на сетевых АЗС, расход топлива и маршрутизацию последней мили, но и автоматизировать расчет рентабельности доставок товара.
Благодаря такой бизнес-аналитике компания получает:
а) понимание своих реальных логистических затрат с разбивкой по каждой точке доставки, по каждой группе товаров или даже по каждой конкретной доставке, а не приблизительно 2 % или например 6 % в цене товара, что, в деньгах, очень большая разница;
б) возможность заложить корректные логистические затраты в цену по каждой группе товаров, по клиентам и по географическому размещению точек;
в) инструменты аргументации своих логистических затрат перед поставщиком, покупателем или внутри компании;
г) понимание для каких клиентов логистика в убытке, например когда малый объем товаров доставляется на удаленные точки, а каким клиентам логистика в плюсе, что особенно актуально при анализе сетевых клиентов;
д) возможность менять или обновлять маршруты доставки на основании цифр, а не на ощущениях логистов или хотелках продавцов;
е) точное понимание уровня сервиса в точках доставки: как часто опаздывает доставка, в какое время в среднем доставляется товар, сколько времени тратится на выгрузку и, в том числе, какая температура внутри грузового отсека в момент посещения точки.
“Аналитика рентабельности доставок, которая формируется за счет интеграции системы телематики UMT и TMS ABM Rinkai, позволила нам посмотреть на транспортные затраты департамента логистики под новым углом и наладить прозрачность учета. Ранее многие интересные цифры скрывались за пеленой усредненности. Теперь мы в один клик узнаем наши затраты по доставке на каждого клиента, на каждую точку доставки, по каждой группе товаров и даже по каждому SKU. Это позволяет нам держать руку на пульсе себестоимости доставок и не допускать неконтролируемых перегибов, а также быстро и, самое главное, более выгодно выстраивать оптимальную маршрутную сеть доставки продукции”.
Бизнес-аналитик ПАО “МХП”, Антон Чудайкин
(с) Игорь Бойко, коммерческий директор UMT