02.03.2021
Мы собрали список рекомендаций, которые по-нашему мнению, помогут снизить расходы на топливо и улучшить работу автопарка в целом.
Каждое повышение цен на топливо или снижение доходности бизнеса подталкивает собственников и руководителей автопарков искать новые способы сократить затраты на горючее.
Есть несколько вариантов сделать это: дорогой и разумный.
Первый подразумевает обновление всего автопарка. Новые машины можно выбрать с более экономичным расходом, к тому же новый автомобиль, это всегда новый автомобиль. Но в нынешнее время — это тяжело назвать экономией и вряд ли многие смогут позволить себе существенное обновление парка техники.
Разумный способ – это начать использовать не задействованные резервы топливной эффективности существующего парка транспортных средств. Поверьте, такие резервы есть в каждом отечественном автопарке. И в вашем тоже. Поэтому, сократить расходы на топливо вы можете уже сегодня.
Резервы кроются в причинах завышенных топливных затрат, на которые можно повлиять без существенных финансовых инвестиций. Есть три основные группы таких причин: 1) зависящие от технического состояния машины; 2) эксплуатационные; 3) организационные.
Работая над устранением причин перерасходов, вы можете существенно снизить финансовые расходы на топливо, а это десятки или даже сотни тысяч долларов годовой экономии в размерах автопарка. Вот 10 шагов для сокращения затрат на ГСМ, которые под силу каждому.
Правильно накаченные шины экономят топливо в среднем от 0,6% до 5%. Даже при самом малейшем отклонении увеличивается расход, ухудшается управляемость и устойчивость автомобиля.
На давление в шинах также влияет температура воздуха. При каждой смене или при сильном перепаде температур не забывайте проверять состояние колес.
Система управления автопарком UMT позволяет обеспечить дистанционный онлайн контроль давления и температуры в шинах с помощью подключения датчиков TPMS (Tire Pressure Monitoring System). Для оперативной реакции данные от датчиков могут выводится водителю на отдельный дисплей или в мобильном приложении, что позволит вовремя отреагировать на критические отклонения и оперативно исправить ситуацию.
Снижение и ограничение скорости — еще один способ сократить расход топлива. Введение ограничений скорости в управление автопарком может быть полезным, если водители превышают оптимальные скоростные режимы. Более низкие скорости требуют меньшего количества топлива, что в конечном итоге приводит к меньшим расходам. В то время, как быстрое вождение может увеличить потребление горючего на 20 – 40 %.
Система UMT поможет водителям снизить расход топлива, напоминая им о необходимости сбавить скорость и не превышать допустимую. Дополнительно на вашу технику возможно установить и подключить устройство для принудительного ограничения скорости Dynamic Speed Limiter или круиз-контроль с индивидуальными настройками, которое работает по принципу «отсекателя».
Отчеты в системе UMT позволяют менеджерам быстро узнать: какие водители нарушают скоростной режим; % движения на круизе (например, для седельных тягачей в магистральных перевозках, чем больше % использования круиз – контроля, тем меньше расход); продуктивность движения и как эти факторы влияют на расход топлива или пережоги. Подробнее тут — Модуль контроля качества вождения UMT.
Независимо от марки, типа двигателя и трансмиссии, при наличии серьезных неисправностей в технике, расход топлива может существенно вырасти. Часто бывает, когда владельцы либо не знают о неисправностях, либо продолжают эксплуатацию осознанно. Поэтому, если вас беспокоит расход топлива, стоит проверить выполнялись ли в действительности регламентные сервисы, провести диагностику и проверить топливную аппаратуру. А лучший способ минимизировать неисправности — это своевременно проводить профилактику и техническое обслуживание транспорта.
Для таких задач подойдет модуль техобслуживания системы UMT, который подскажет механику или руководству о приближении конкретного планового сервиса по каждому транспортному средству, а также покажет историю выполненных работ и стоимости.
Более того система позволяет определить различные неисправности транспортного средства до того, как они приведут к серьезной поломке. С помощью подключения к CAN-шины появляется возможность удаленно получать параметры показателей с бортового компьютера, сервисные ошибки и оперативно реагировать для устранения.
Чем ниже коэффициент аэродинамического сопротивления, тем меньше затрачивается мощностей во время езды и соответственно снижается расхода топлива.
При высоких скоростях на преодоление сопротивления воздуха автомобиль расходует половину сжигаемого топлива. Поэтому, если получится сократить динамическое сопротивление, значит расход можно так же заметно снизить. Например, многие перевозчики используют спойлер и боковые обтекатели на кабинах своих грузовиков, что экономит 5-10% топлива.
Есть и другие способы снизить сопротивление воздуха, менее популярные у нас, но не менее эффективные:
Система UMT позволяет оценить эффективность использования и настройки различных аэродинамических обвесов для каждого типа транспортного средства в виде точных показателей расхода топлива до и после применения при идентичных условиях эксплуатации.
Агрессивное вождение, включая превышение скорости, резкие ускорения/торможение и эксплуатация на завышенных оборотах приводит к большему расходу топлива.
Важно изменить привычки водителей, чтобы повысить экономичность техники. Агрессивное вождение увеличивает расход топлива на 20-30 %.
Модуль контроля качества вождения UMT поможет вам оценить уровень вождение ваших водителей, сопоставить его с фактическими расходами и быть в курсе всех нештатных ситуаций. Используйте контроль качества вождения в сочетании с программой обучения ваших водителей. Например, только благодаря правильному стилю езды водитель седельного тягача может снизить расход топлива на 5%.
Часто упускаемый из виду фактор неэффективного использования топлива — это неоптимальные маршруты. Если стоит задача посетить множество точек, а маршруты формируются и контролируются вручную или в эксель, вероятней всего вы сталкиваетесь с перепробегами, неравномерной загрузкой транспорта и перерасходами топлива на 5-10%, даже не осознавая этого.
Пробки на дорогах — похожая проблема. Попадая в затор, вы перерасходуете 10-30 % топлива, в зависимости от времени, на которое застряли.
К сожалению, на качество дорог и пробки мы не можем влиять. Но с маршрутизацией UMT вы можете автоматический формировать оптимальные маршруты доставки на неограниченное количество точек, сократить общие пробеги, а так же помочь своим водителям избегать плохих или сильно загруженных дорог. А с помощью считывания с CAN шины весовых параметров или установки датчиков нагрузки на ось, диспетчеру и водителю доступна детальная информация об осевых нагрузках автомобиля и весе груза на борту, что помогает избежать перегрузов.
Если ваш автопарк потребляет более 5 тонн топлива в месяц и дислоцируется в одном месте, есть смысл разместить на собственной территории ведомственную или мобильную АЗС. Во-первых, так вы получите аналогичное по качеству топливо по более низкой цене в сравнении с оптовыми ценами на сетевых АЗС. Экономия 3-4 грн. на каждом литре — хорошие деньги. Во-вторых, вы минимизируете пустые пробеги транспорта до ближайшей разрешенной АЗС. В – третьих, так проще контролировать качество поставляемого топлива, что также влияет на расход и ресурс техники и соответственно затраты. На практике, при месячном потреблении топлива 100 тонн и более, установка собственной заправки с топливными резервуарами окупаются за 2-3 месяца.
Решения UMT по модернизации и подключению ТРК позволяют автоматизировать и упростить целый ряд процессов при использовании ведомственных АЗС:
Вы можете подключить и модернизировать любую ведомственную АЗС, топливозаправщик, куб или резервуары хранения топлива.
Топливо – это ликвидный товар, который легко обналичить. Поэтому если вы не контролируете всю цепочку движения ГСМ на вашем предприятии, то у вас могут воровать от 10 % до 40% горючего, за которое вы платите. Контроль топлива не может ограничиваться «линейкой» в баке или считыванием расхода на технике, ведь махинации и ошибки с ГСМ могут возникать на каждом этапе топливного цикла.
Более половины украинских автопарков по прежнему терпят корпоративное воровство ГСМ. Одна из причин почему руководители и собственники компаний все знают, но ничего не делают, это не понимание реальных размеров потерь в деньгах из-за топливных махинаций персонала или поставщиков. Оптимально начать следующим образом, особенно актуально для крупных автопарков:
А) Проведите аудит процесса учета топлива на предприятии. Подробнее тут – Топливный аудит.
Б) Узнайте разницу между фактическими расходами и текущими нормами списания.
Вы можете это сделать продолжительными контрольными замерами или установить топливные датчики на несколько наиболее распространенных типов техники и проанализировать показатели в течении месяца.
В) Оцените косвенные потери из-за воровства топлива.
Например, не включив холодильный агрегат, когда это необходимо, приводит к нарушению температурного режима в процессе транспортировки и порчи скоропортящейся продукции на миллионы гривен. Или не полностью заглубить в почву плуг прицепного оборудования, это приведет к нарушению технологии обработки поля и снижению урожайности на миллионы гривен. Часто косвенные потери могут быть гораздо больше прямых потерь на топливе.
Г) Рассчитайте суммарную разницу «утечки» в деньгах на весь автопарк, сопоставьте стоимость решения по контролю топлива с прямыми и косвенными потерями, оцените финансовые эффекты и срок возврата инвестиций. Так у вас появится конкретная стоимость не используемого резерва по контролю топлива или как еще называют — стоимость игнорирования COI. Как правило, стоимость качественного решения контроля топлива в разы меньше годовых финансовых потерь из-за его отсутствия, а окупаемость составляет от 3 до 6 месяцев.
Д) Подключите в единую IT-систему всю вашу топливную инфраструктуру для автоматического контроля и учета движения топлива на предприятии.
Контроль цепочки движения топлива на предприятии
Автоматический контроль и учет в онлайне:
1а: Поступление и остатки топлива в резервуарах АЗС или ёмкостях хранения, включая: объем топлива в каждой цистерне, плотность топлива, температуру топлива, уровень подтоварной воды, массу топлива.
1b: Интеграция с топливными картами АЗС, сквозная отчетность по объему, времени и месту списанного на сетевых АЗС — полученного топлива техникой.
2а: Объем перемещения топлива с резервуаров хранения на промышленные объекты.
2b: Отчетность заправок на ведомственных АЗС по объему, времени и месту выданного топлива в каждый топливозаправщик.
2С: Сквозная отчетность заправок с мобильного топливозаправщика по объему, времени и месту выданного топлива – полученного топлива техникой.
3: Расход топлива и показатели влияния на экономичность .
4: Сквозной анализ движения топлива «кому, когда, где и сколько топлива выдано – сколько получено в бак ТС – сколько слито с бака — расход /пережог/экономичность — остаток в баке».
5: Автоматическая передача данных о движении топлива в ERP систему 1С, систему BI аналитики, TMS или другие.
Другая наиболее распространенная причина отказа от реального контроля топлива – страх водительского бунта и не желание заниматься изменениями.
Честно и продуктивно работать будут люди, когда есть две тесно взаимосвязанные составляющие: правильный контроль и мотивация. Более того, не стоит внедрять систему контроля топлива без системы мотивации.
Прежде всего проверьте соответствует ли уровень заработной платы ваших водителей (или механизаторов, комбайнеров, машинистов) среднерыночным в вашем регионе и отрасли. Если они не в рынке и вы начнете требовать от персонала честного и экономичного отношения к расходу топлива, то столкнетесь с жестким саботажем или люди попросту начнут уходить.
Если зарплаты низкие — подымайте их до уровня, внедряйте KPI за производительность и результат, здесь без вариантов. Имея на руках цифры рыночных и текущих зарплат, а также сумму неиспользуемого резерва из-за отсутствия системы контроля топлива, вы легко посчитаете экономическую целесообразность такого шага.
Поощряйте экономичную эксплуатацию и работайте с аутсайдерами топливной эффективности. Например, достаточно распространенная практика выплаты 50 % от экономии топлива, это когда фактический расход по данным телематики выходит меньше установленной честной нормы. Или ежемесячно формировать рейтинг водителей по экономичности (например показатель л/100 км. по однотипной техники) и лучшим 10-ти выдавать премию. И компании хорошо, и водитель доволен, и правильный соревновательных дух появляется.
Важно осознать — когда руководство делает вид, что платит, а водитель делает вид, что не ворует топливо или еще что-то, бизнес всегда будет в проигрыше от такой модели.
Представьте, что ваш бизнес — это гоночный автомобиль со своими особенными деталями, двигателем и командой обслуживания. Согласитесь, сложный и дорогой механизм, для которого вряд ли стоит использовать стандартные детали с автобазара или заправляться где попало, лишь бы подешевле. Так вот, информация в современном мире — это топливо вашего бизнеса. От того насколько оно качественно подобрано, будет зависеть скорость движения, ресурсоустойчивость, расход, дальность хода и как следствие — достигнутые результаты вашего бизнеса в сравнении с конкурентами (если конечно гоняете вы не одни на трассе).
Транспортная телематика даёт максимальные эффекты автопаркам только тогда, когда данные от датчиков и устройств превращаются в полезную бизнес-информацию. А это делают прежде всего люди. Поэтому, от вашего выбора телематического партнера зависит заправляете ли вы свой болид сырой нефтью или получаете высококачественное подготовленное топливо + ещё одного ценного участника своей команды, который подскажет и поможет как использовать это топливо (данные) наиболее лучшим образом. Выбор всегда за вами.
Это самые основные шаги, которые стоит начать делать прямо сейчас. А теперь вопрос «По вашему мнению, вы сможете это сделать самостоятельно и сколько времени вам для этого нужно?». Если ответ «Да, быстро», то вы крутые и мы вами гордимся. А если ответ «Нет» или «Не знаю», тогда ищите партнеров, которые помогут вам достичь нужных результатов.
Игорь Бойко,
коммерческий директор UMT