Глобальный контроль за городским транспортом

Сегодня системы мониторинга и управления транспортными средствами, использующее сигналы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАС и GPS и отображающие местоположение объектов на цифровых картах, могут использоваться для управления региональным и муниципальным транспортом.

Глобальный контроль за городским транспортом

Сегодня системы мониторинга и управления транспортными средствами, использующее сигналы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАС и GPS и отображающие местоположение объектов на цифровых картах, могут использоваться для управления региональным и муниципальным транспортом. Создание таких систем направлено , прежде всего, на повышения эффектовности функционирования и развития трансчпортоного комплекса любого современного города.


Дестабилизация перевозок. В сложившееся в настоящее время ситуации перенасыщение подвижным составом различных типов городской маршрутной сети произошла дистабилизация существовавшей ранее организации пассажирских перевозок. Это привело к нарушению графиков и расписаний движения транспорта на маршрутах,скоростных режимов движения, возникновению условий, угрожающих безопасности движения и здоровью участников дорожного движения, а в конечном итоге, к ежедневным экономическим потерям и социальной напряжённости.


GPS – навигация для городского транспорта. Тенденции последних двух лет дают основания говорить о том, что в украинских городах начинают задумываться GPS – решениях для городского транспорта. Чем это вызвано?Ответ прост и очевиден. Установка систем GPS – навигации позволяет контролировать движение транспортных средств по маршрутам и отслеживать нарушения графиков движения, особенно в вечернее время. А если к такой системе добавить функционал контроля первозки льготных категорий пассажиров, то такая обновлённая (усовершенствованая) система решает задачу справедливого распределения субвенций госбюджета среди компаний – перевозчиков, работающих в городе.


GPS – мониторинг графиков движения. Предыстория и выгоды. Расмотрим на примере г.Кировограда реализацию проекта по внедрению системы GPS – мониторинга городского транспорта, который стартовал в 2011 году и его продолжение планируется и в 2012 году. Предыстория этого проекта связана с внедрением подобной системы для машин скорой помощи и санитарных автомобилей в г. Александрия (Кировоградской области) в самом начале 2011 года.


В результате внедрения системы были получены следующие прямые материальные выгоды:

  • Сокращение пробега на 50% (до установки системы списовалось ежедневно по 100км. На один автомобиль, система показала, что фактически ежедневный пробег машин скорой помощи 50км);
  • Сокращение затрат на ГСМ на 30%;
  • Количкство фактических выездов на 20% меньше, чем было заявлено. Это позволило освободить время и транспорт для реальных выездов скорых;
  • Выявление фактической загрузки транспорта скорой помощи, которая составила 20% от заявляеиой персоналом.

Доступность решения и его расширяемость. Важно заметить, что аппаратное (GPS – трекеры) и програмное обеспечение рассматриваемой системы исключительно украинского производства, поэтому цены на устройства и абонентское обслуживание, в том числе и канал передачи навигационных данных через оператора мобильной связи,приемлемы для городских бюджетов большинства украинских городов. Следует заметить, что при проектировании устройств и программного обеспечения предполагалось и дальнейшее наращивание функциональности по учёту первозуи льготных категорий пассажиров.

Функционал GPS – мониторинга. Точная и объективная информация о состоянии пассажирских перевозок в городе позволит оперативно выявлять и ставить в известность управление транспорта горисполкома о нарушениях допущенных перевозчиками.

Предложенная система мониторинга городского транспорта обеспечивает реализацию следующих функций:

  • Централизация контроля выхода на линию и регулярности движения транспорта, диспетчеризация и оперативный учёт работы транспорта на маршрутах;
  • Контроль соблюдения расписания движения городского транспорта;
  • Получение и хранение информации о маршруте, скорости и направлении движения, местах и продолжительности стоянок, масштабе времени или после прибытия в парк;
  • Автоматизированный контроль за передвижением транспорта, соблюдением маршрута и графика движения с информированием диспетчера об отклонениях и нарушениях во время движения;
  • Возможность контроля по заранее заданным геграфическим зонам, маршрутам или точкам, что позволит контролировать несанкционированный выход автотранспорта за пределы города, а также оптимизировать колличество подвижного состава на основании анализапассажиропотока и мест отстоя транспортных средств (конечных остановок);
  • Оповещение диспетчера в случае отклонения автомобиля от заданного маршрута, выезда из контролируемой зоны, при прохождении контрольных точек;
  • Приём тревожных сообщений от объекта наблюдения в случае несанкционированного вторжения,угона,дорожно-транспортного происшествия, превышения заданной скорости.

Настройка и визуализация информации. На цифровой карте города отображаются ключевые точки маршрута, для которых указывается плановое (согласно графика движения) время прибытия (максимум 300 на маршрут). В систему в начале её эксплуатации вводится информацияо графиках движения для каждого маршрута.См.рис.2. естьвозможность ввода разных значений для рабочего и выходного дня. При этом поддерживаются как обычные маршруты (прямое направление и обратное), так и кольцевые ( по кругу).

На каждый день заполняется форма (если не экспортируется из бухгалтерской программы «1С»), в которой фиксируется информация о том, какой автобус (тролейбус) обслуживает каждый из нескольких графиков движения маршрута. На рис.3 (см. форму справа) первая колонка – номер графика движения по маршруту (111-5 графиков, 111А – 3, 111Б – 3), третья – автобус, который обслуживает данный график движения.4,5 колонки – если в один день график движения обслуживает несколько автобусов ( до обеда и после обеда). Также необходимо назначить (указать) интервалы между остановками для обычного маршрута:прямое направление – от начальной до конечной станции и обратное направление – от конечной до начальной станции. Аналогичным образом можно настраивать и кольцевой маршрут.

В окне настроек можно установить, что считать отклоненим от маршрута, своевременным прибытием на остановку, какие остановки на маршруте показывать и сколько хранить историю.

Отчётность. В системе можно сгенерировать отчёт, в котором перчислены все рейсы, которые выполнило транспортное средство за данный промежуток времени (за день или несколько дней) (рис.4).

Зелёный цвет линии означает, что ватобус (тролейбус) приехал вовремя (в пределах назначенного времени – настраиваемый параметр,например 2 минуты), красный цыет линии – опаздание, больше, чем назначенное время, а жёлтый цвет линии – прибытие раньше назначенного времени. Сообщение, если автобус нарушает график движения, появляется в основном окне программы вместе с звуковым сигналом.

Войдя в систему в любой момент времени можно наблюдать состояние городских транспортных средств на маршруте, прорисовать на цифровой карте график движения, просмотреть параметры каждой точки маршрута.

Эффективная организация общественного транспорта. В целом система позволяет оперативно определить придеоживается ли водитель маршрута установленной скорости движения,принятых условий первозки пассажиров и иметь ли зафиксированные в базе данных аргументы по выполнению условий договоров на оказание транспортных услуг с компаниями – перевозчиками. Это позволит сделать городские пассажирские перевозки более комфортными для горожан и более эффективными в управлении для городской власти. Объединение автобусов, маршрутных такси, городского электротранспорта в единую транспортную систему позволит эффективно организовать работу общественного транспорта с максимальной заботой о безопасности всех участников инфраструктуры, в первую очередь пассажиров и водителей.

Поделится новостью: